Купеческая ментальность: чем Самара похожа на Томск и как объединить ремесленников

Об этом рассказал член Союза Дизайнеров России Александр Уваров

С чем у вас ассоциируется Томск? Скорее всего со студенчеством, деревянным зодчеством и купеческой историей. Как объединить это и использовать для развития в городе целой мануфактуры на проектной сессии «Карьера в Сибири. Креативные индустрии» рассказал дизайнер Александр Уваров.

Александр - член Московского Союза Художников, кандидат наук, замдиректора Всероссийского НИИ технической эстетики. В свое время он смог поработать с проектами Томска, Калининграда, а сейчас занимается Самарой. У нее и Томска эксперт нашел много общего. Ключевое – образ мышления жителей.

«Это ментальность купеческая, когда очень хочется отделиться и сделать свое жутко-креативное дело, единичным, ни с кем не делясь своими идеями. Это не плохо, это факт. Но надо иметь менталитет Робинзона, чтобы жить отдельно от всех и делать свой идеальный мир с незначительными контактами», - отметил Александр.

Успешный опыт работы с креативными проектами Александр подчерпнул во время взаимодействия с коллегами из Финляндии, где очень успешна история с креативными индустриями благодаря сетевым взаимодействиям. Один из творческих центров дизайна в стране – университет Аалто. Это финский вуз, образованный путём слияния трёх высших учебных заведений города Хельсинки. Он возник в районе заводов, где делают керамику. И около 10 лет назад было принято решение интегрировать в сеть заводов дизайн. Университет Аалто проник во все цеха сети заводов и стал их ядром: там начали создавать самые удачные проекты последнего десятилетия.

«Аалто стало частью городской системы как институты Томска. Когда университет только образовывался, руководители институтов просили дизайнеров со всего мира чуть-чуть написать о дизайне каждого региона: и я писал от России. Познакомился с этим институтом, немного работал там. И для меня это было образцом того, как можно удачно взаимодействовать. Сейчас стараемся это делать на базе союза дизайнеров», - отметил Александр.

«Полигоном для испытания дизайн-стратегии стала как раз Самара.
«В Самаре была очень типичная история: кто-то делает посуду, кто-то шляпы, кто-то печатает на 3д-принтере. И все это по-купечески рассовано по предприятиям, производственным цехам. В городе есть живые ремесла, хотя город сам этого не сознает и каждый самарчанин скажет – у нас ничего нет, только ракеты делаем», - продолжает Александр.

Кроме того, в Самаре помимо всем известного архитектурного института на главной площади города стоит здание Вхутемаса (прим. Ред: Высшие художественно-технические мастерские).

«Мы, дизайнеры, понимаем, что это история, за которую надо руками и ногами хвататься. Тем более, учитывая то, что вхутемас подразумевал проектирование и производство. И мы решили, что в Самаре можно создавать самарские мануфактуры, которые могли бы объединить ремесленников города и региона», - рассказывает Александр.

Сейчас в Самарских мануфактурах в подвале сейчас открывается театр-студия. На площадке около здания проходят концерты, где ремесленники показывают свое мастерство и взаимодействуют. Кроме того, Самарские мануфактуры вошли в десятку конкурса АСИ и возможно станут одной из точек развития Поволжского региона.
Как отметил Александр, ремесленники отличаются от дизайнеров. Во-превых, они испытывают трудности с продажей своей работы, так как пытаются реализовывать себя как художники без публики. Для развития им нужен профессионал, который может рассказать больше о покупателе и рынке.

«Мы выстраиваем систему консалтинговой поддержки как живую систему – не насильно научить, как правильно. Это бульон, где все само происходит. Люди осуществляют эти контакты на свободных коммуникационных площадках в этом центре. Если человек видит, что его продукт продается плохо – ему подскажут, кто ему поможет за чашкой кофе решить проблему. Культура – не передача пепла, а передача огня. Мы осовремениваем процессы, ставим на технологический поток. Это не массовое, но современное мануфактурное производство. Технологичность и тиражность», - подытожил Александр.

Кстати, в Томске тоже есть возможность создать креативные индустрии. Об этом на проектной сессии поговорили эксперты.  

Подписывайтесь на нас в социальных сетях

  • Сибирь.
    Креативные индустрии