От творчества к бизнесу: креативные индустрии как место для заработка и самореализации

Об этом рассказали эксперты из Союза Дизайнеров России.

В Томской области возможно создать большое сообщество креативной молодежи. Как это сделать, на проектной сессии «Карьера в Сибири. Креативные индустрии» рассказывали эксперты. Они приехали к нам из разных уголков страны. Опыт каждого основан на уже сформированных проектах, также на успешных практиках запада. Проект проводит Департамент труда и занятости населения Томской области, чтобы создать новые рабочие места для молодежи в регионе.

Как отметила Александра Бобрецова, исследователь, проектировщик, основатель первого акселератора проектов туриндустрии «ТурАкселератор», продуктология, сервис-дизайн, потребности клиента и пользовательский опыт, является ключевыми на сегодня понятиями. И Российские дизайнеры в этом преуспевают не хуже иностранных коллег.
«Правильный продукт, бизнес, который выстрелил, ответил на вопрос: а что пользователю не хватает», - отметила Александра.

Не хобби, а часть экономики: откуда брать деньги для креатива?

Важно, что креативная и творческая индустрия – это разные вещи. И Креативная индустрия, костяком которой могут стать дизайнеры – должна работать в связке с бизнесом. В этом случае она сможет зарабатывать, отметил один из экспертов, президент Союза Дизайнеров России, академик Национальной Академии Дизайна Виталий Ставицкий.

«Придумать – это малая часть креативных индустрий. Основная – производить. Благодаря пандемии креативные индустрии вышли на передовую российской экономики. Мы стали говорить, мы стали понимать, появились новые термины: креативные индустрии, креативная экономика, креативные специалисты», - отметил эксперт.

Отношение к креативной индустрии не как к хобби, а как к серьезному кластеру экономики, началось в странах первого мира. Так, в великобритании, креативная индустрия рассматривается как система, которая создает новые рабочие места в период, когда меняется экономика. Сейчас трактовка креативных индустрий стала более широкой.

Как отметил Виталий, все люди гуманитарных и творческих профессий скоро окажутся в креативных индустриях, а часть из них уже находятся в этой модели экономики. Кроме того, пока что не все понимают, что помимо креативных индустрий существуют также творческие и культурные. Понятие креативной экономики возникло в начале 90-х годов, когда началось формирование новой среды и новых форм занятости.
Виталий подтверждает: бизнес – про деньги, а не про творчество. И как раз первая задача креативных индустрий – удовлетворение спроса молодежи и студентов вузов на самореализацию и создание новых продуктов и услуг.

Дизайн, мода, архитектура, музыка: кого – куда?

Сейчас эксперты пытаются систематизировать креативные индустрии. По разным документам московского Агентства креативных индустрий их в России от 11 до 36. И что считать креативными индустриями - не все понимают. Как уточнил Виталий Ставицкий, есть отличное определение: «продукт, услуга или предмет интеллектуальной собственности, который приносит деньги и продается массово».

Эксперты сходятся во мнении, что первым во флагмане креативных индустрий должен идти дизайн. Отдельными блоками рядом стоят мода, куда входит фешн-дизайн и текстильный дизайн. Также архитектура, реклама и маркетинг, информационные технологии и IT, досуг, развлечение, медиа. Музыка, художественное и исполнительское искусство уже относятся к другому блоку творческие индустрии. Для каждого из этих направлений креативной экономики интеллектуальное и авторское право являются основой.

Важен также образовательный блок – кадровый потенциал индустрии. Соответственно креативные индустрии напрямую работают с промышленностью, технопарками, креативными кластерами, вузами и бизнесом.

Дать молодежи возможность остаться. 

Виталий подчеркнул: основная задача креативных индустрий – формирование новых рабочих мест в Сибири, Томской области и Томске для молодых специалистов.
«Ладно они бегут в Москву, Петербург, Екатеринбург – они уезжают за границу. В год только в индустрии дизайна мы теряем по 12 тысяч специалистов, которые бы могли здесь работать и пополнять бюджет», - поделился Виталий.

Эксперт также дал алгоритм новых рабочих мест: получить актуальные знания о рынке, создавать новый спрос и удовлетворять имеющийся. После - формировать новые продукты, создавать идеологию, экосистему, как сделала это компания Apple. Использовать сервис-дизайн в коммуникации бизнеса и клиента. Развивать бизнес при помощи акселерационных программ.

В Томске и других городах, где креативные кластеры для молодежи еще не сформированы, специалистов необходимо собрать вместе и добавить им компетенций: создавать комьюнити. Это могут быть дизайн-фабрики, коворкинги, пространства, которые объединяют людей и дадут им возможность создавать новые вакансии.

Виталий также поделился удачными примерами, когда вмешательство дизайна полностью меняло целые организации, городскую среду и даже менталитет. Так, в Финляндии была создана фабрика для молодых специалистов в области дизайна и исследовательская база. В столице Дании Копенгагене криминальный квартал благодаря изменению городской среды стал местом притяжения туристов, а квартиры в этом районе подскочили в цене в 10 раз после его преображения.

Кстати, такой опыт есть и в России. Причем не в столице, а в регионе, ментально схожим с Томском - Самаре.

Подписывайтесь на нас в социальных сетях

  • Сибирь.
    Креативные индустрии