Школа интеллектуального дизайна. Лица дизайна

Более 20 лет в составе СПбГУ существует образовательная программа в области дизайна. Изначально весь факультет искусств развивался на факультете филологии. В какой-то период даже стал называться факультетом филологии искусств. А в 2010 году образовательная программа «Графический дизайн» трансформировалась в отдельную кафедру дизайна. Пандемия вызвала огромный спрос на дисциплины в сфере дизайна. Направление “Графический дизайн” в 2020-м году попало в пятерку самых конкурсных специальностей СПбГУ.

Кандидат искусствоведения и руководитель кафедры Ксения Позднякова рассказала о деятельности кафедры, особенностях направления подготовки студентов и международном сотрудничестве.

Mobirise

Graphic Design Фестиваля Типомания

Mobirise

Ксения Позднякова

Ксения Григорьевна, какие изменения в образовательной программе произошли за время ее существования?

- Если говорить про графический дизайн, мы всегда были особенными. Это был такой перспективный эксперимент. Из всех практических искусств СПбГУ мы первые начали свой путь в составе классического университета. Сейчас весь факультет искусств и кафедра дизайна вместе с ней являются уникальным явлением в области художественного образования в контексте классического образования. В Петербурге мы такие единственные. В связи с этим у нас сформировалась идеология Высшей школы дизайна СПбГУ.
Мы стали настоящей школой интеллектуального дизайна.

На чем делается акцент в изучении дисциплин?

- Сначала основной метафорой было развитие еще одного языка, на котором можно осуществлять коммуникацию - языка графического дизайна. Филологическая основа нашего зарождения до сих пор гармонично существует, потому что в основе дизайна лежит мощная коммуникативная составляющая. Мы очень внимательно относимся к тексту, к слову и к форме слов.

Очень много проектов с самого начала нашей учебной деятельности посвящены интерпретации языка и смыслов. Эти проекты носят прикладной характер. Например, сопровождение филологической конференции молодых ученых и других конференций университета.

Интерес к языку носит также исследовательский характер. На предметах «Дизайн проектирования», «Коммуникативные компетенции дизайна» у нас много междисциплинарных проектов, связанных с интерпретацией русских сказок и поговорок или японской поэзии. Например, книга как объект на тему трехстиший.

Студенты ведут исследования под руководством профессора, доктора философских наук Галиной Николаевной Лола «Графический тизер сложных философских текстов» - в ходе студенческого анализа получаются графические проекты, тизеры и интерпретация в графике произведений Германа Гессе «Игра в бисер».

Эта контекстуальность графического дизайна сейчас очень видна в работах наших студентов. Сначала очень осторожно и локально, а со временем более глубоко и глобально кафедра стала заниматься тематикой, связанной с наукой. Графическими способами студенты и преподаватели исследуют такие области научных знаний как нейролингвистика, медицина, биология и экология. Сегодня для графического дизайна в стенах СПбГУ не существует невозможных тем. Мы стали настоящей школой интеллектуального дизайна. У нас есть возможность взаимодействовать с богатейшим научным пространством, которое можно исследовать через дизайн. Университетская среда уже довольно давно вдохновляет наших студентов на проектную деятельность. Помимо университетской тематики также широко представлен дизайн, арт-дизайн, взаимодействие с культурными явлениями.

В каких международных проектах кафедра принимает участие?

- Кафедра дизайна совместно с Высшей Школой Экономики и Санкт-Петербургским Политехническим университетом готовят совместную Конференцию CUMULUS.

CUMULUS - глобальная ассоциация ВУЗов в области искусства, дизайна и медиа. В 2022 году она пройдет в России. Главная тема Конференции «(Не-)тактильность» или Untouchable. В 2020-м году Конференция CUMULUS уже проходила в России и там удалось перевести все офлайн носители в онлайн формат для проведения мультимедийной выставки. А сейчас международный комитет начал подготовку к предстоящему через год мероприятию. Организаторы надеются, что Конференция пройдет в офлайн формате с применением мультимедийных технологий. В программе мероприятия ожидаются как традиционные панельные дискуссии и конференционные доклады, так и выставочные программы и мастер-классы.

На Конференции также будут рады видеть коллег и специалистов из других Высших школ Университета - в области рекламы, медиа, социологии и психологии. Ведь именно пространство Университета дает возможность смотреть на проблемы дизайна через призму связей между другими направлениями науки. Дизайн совместим со всеми сферами деятельности человека. Это мы и показываем через наши проекты.

Благодаря членству в ассоциации CUMULUS СПбГУ стал известен в международном культурном пространстве.

На чем делается акцент в подготовке дизайнеров-практиков?

- В начале своего пути кафедра вела подготовку специалистов в области дизайна и большее внимание уделялось художественной тематике и дизайнерской форме. Сначала мы исследовали сами себя - что есть дизайн в контексте искусства, язык графического дизайна и его формы, эксперименты. Постепенно, с изменением учебной программы был введен большой блок общеуниверситетских дисциплин. Высокая планка уровня образования позволила пересмотреть и усовершенствовать учебный план при переходе на двухуровневую систему. На область бакалавриата была перенесена практическая компонента, а в магистратуре студенты развивают концепцию исследовательского дизайна с практическим результатом. Мы очень четко выстраиваем связи между всеми дисциплинами и формируем ядро профессиональных компетенций.

Как меняется подход к дизайну с развитием цифровизации?

- Несмотря на стремительный рост цифровизации, материальные носители безусловно ценны. Возможность рукотворно работать с материалом - это вечная ценность, которая никуда не денется. Технология - это всего лишь инструмент. Развитие творческих способностей и художественного видения, сочетание креативного и системного мышления от идеи к комплексу - актуальный вектор развития дизайнеров.

Какой проект хотелось бы реализовать на кафедре?

- Главная мечта - чтобы все наши концепции и прототипы доходили до реализации. Для этого необходимо развитие устойчивых условий для постдипломной стартаперской деятельности выпускников. Потому что очень хочется, чтобы лучшие из выпускников оставались в поле нашего взаимодействия и сотрудничества, а а поток креатива не иссякал. В ближайших планах - графическое сопровождение 300-летия СПбГУ. Наши студенты и преподаватели вдохновились этой идеей и уже готовят свои курсовые и дипломные проекты.

Интервьюер: Анастасия Сметанина, студентка первого курса магистратуры СПбГУ направления «Медиакоммуникации».

Фото: Анастасия Калинина

Подписывайтесь на нас в социальных сетях

  • Сибирь.
    Креативные индустрии